Евгений Андросов
блог бизнес-тренера

Статьи и заметки о проактивности, стратегиях, ценностях и целях, лидерстве, эмоциональном интеллекте, саморазвитии, обучении, бизнесе, путешествиях и приключениях

Проактивность в бизнесе

Проактивный подход в бизнесе позволяет бизнесу процветать. Каким образом? Где взять проактивных руководителей и сотрудников? И что здесь самое важное?

Проактивность в бизнесе

Многие компании рассматривают два вида руководства: реактивное и проактивное. Реактивный руководитель добросовестно выполняет поручения и инициативы начальства, быстро реагирует на возникающие проблемы и быстро их решает. Проактивный работает на опережение – не допускает проблем и предлагает решения раньше начальства.

Под проактивностью в этом подходе понимаются исключительно высокие менеджерские компетенции, инициативность и ответственность. Что, безусловно, соответствует понятию «проактивность», но является лишь малой ее частью. Что же еще можно ждать от руководителя? Куда еще лучше?

Как показывает опыт самых успешных компаний, созданных с нуля их владельцами и не связанных с господдержкой, природными ресурсами или родственными связями с сильными мира сего (там, понятно, решающую роль играют большие деньги и такие же большие связи), лучше, чем проактивный руководитель, может быть создание проактивной атмосферы в коллективе, когда каждый сотрудник становится инициативным и ответственным, работая не за деньги, точнее, не только за них, но и ради некоей миссии, высшего смысла, как бы пафосно это ни звучало. Как этого добиться?

Мое определение проактивности всегда звучало так: «Проактивность - это совокупность личных положительных качеств, приобретенных навыков, системный подход к жизни плюс постоянная способность действовать». Я и сейчас придерживаюсь этой формулировки. Но встреча с учеными – психологами и психотерапевтами из «Петербургской школы психотерапии и психологии отношений» Владимиром Слабинским и Надеждой Воищевой, много лет занимающихся изучением глубинных основ проактивности, позволила мне добавить в это определение последнее, недостающее звено, неочевидное, но являющееся основополагающим для настоящей, истинной проактивности – «любовь к дальнему», то есть наличие в человеке альтруизма и готовности делать что-то «не коммерческое», направленное на всеобщее благо и, как правило, не несущее сиюминутной выгоды или выгоды вообще.

Наличие в человеке, обладающем вышеперечисленными качествами, этого «звена» переводит его на высший уровень развития человека (согласно психологической концепции индивидуальных различий, разработанной еще в начале 20-го века врачом и психологом А.Ф. Лазурским) и, по мнению ученых, только таких людей можно считать проактивными. Все остальные находятся на среднем или низшем уровне развития и являются просто активными или же неактивными - ведомыми. И опыт самых успешных мировых компаний полностью подтверждает эти научные теории! Только те компании, которые имеют миссию, несущую пользу человечеству, где сотрудники «заражены» идеей сделать жизнь людей на Земле лучше, где царит одухотворяющая атмосфера, инициатива каждого сотрудника принимается и внедряется, добиваются потрясающих успехов, их продукция становится культовой для миллиардов людей по всему миру.

Однако применительно к российской действительности последних лет, все это звучит, мягко говоря, как сказочка про американскую мечту, верно? Другими словами – слишком пафосно, неправдоподобно, утопично. Как говорится: не до жиру, быть бы живу.

Но давайте на пару минут (пока вы читаете эту статью) отвлечемся от суровой реальности и попробуем понять: что нам и нашему бизнесу мешает стать и быть по-настоящему проактивными? И зачем вообще нам в нашей грубой действительности эта проактивность?

Наше время – это время командной работы. Одиночкам в бизнесе не выжить. Какой бы гениальной не была ваша идея, какими бы талантами ни обладал владелец бизнеса и/или его руководитель, без грамотной и сплоченной команды на успех надеяться не приходится. Особенно в кризисные времена!

А что такое команда? Это профессионалы, сплоченные одной общей идеей и одной общей целью. Идея и цель заработать побольше денег сама по себе не плоха и не хороша, она имеет место быть и, в принципе, бизнес, который не стремится заработать денег, вряд ли выживет. Но у любого бизнеса всегда есть владелец или владельцы, которые и получают основную долю прибыли, все остальные члены команды могут рассчитывать только на хорошие зарплаты, премии и бонусы раз в год. Вот здесь-то идея заработать побольше денег вступает в противоречие между владельцем(ами) и командой! Какой смысл членам команды, не получающим процент от прибыли, делать больше и лучше, чем от них требуют должностные инструкции? Никакого. И, как показывает обширная практика, увеличение материального вознаграждения (в любом виде), увеличивает радость работников и их рвение на очень непродолжительное время (максимум на три месяца), после чего они начинают воспринимать свой более высокий доход как должное и перестают делать больше и лучше. Командообразующие тренинги, проведение совместных праздников и прочие ухищрения, направленные на сплочение коллектива и повышение его производительности, конечно, приносят свои плоды, но так же, как и увеличение зарплаты, лишь на время.

И вот тут стоит вспомнить фразу из начала этой статьи: «лучше, чем проактивный руководитель, может быть создание проактивной атмосферы в коллективе, когда каждый сотрудник становится инициативным и ответственным, работая не за деньги, точнее, не только за них, но и ради некоей миссии, высшего смысла».

Причастность к великим делам, к значимым проектам, к сильной команде повышает мотивацию и эффективность бизнеса на десятки процентов и, в отличие от материального вознаграждения, не становится чем-то привычным, обыденным, теряющим свою значимость через непродолжительное время. Но какие такие великие дела или значимые проекты, если у вас обычная пекарня или вы торгуете удобрениями оптом?

На самом деле, любое дело, если это не криминал и не вредит людям, наоборот, приносит им пользу, удобство, развлекает или дает пропитание, способно быть великим. Разве невозможно прожить без смартфона? Очень даже возможно, но он делает нашу жизнь проще, удобнее и мобильнее. Однажды несколько компаний поняли это и смогли донести эту ценность до людей. Сегодня весь мир с огромным удовольствием пользуется смартфонами, а эти компании получают многомиллиардные прибыли. Вы уверены, что дело, которым занимаетесь вы, менее ценно для мира? Просто поймите это сами, поверьте в это и люди это «считают» безо всяких рекламных буклетов и громких заявлений.

Опять слова, слова… Давайте перейдем к делам! Я не буду приводить в пример всем известные компании, которые, за счет проактивных команд превратили свой продукт или услуги в национальное или даже всемирное достояние – Яндекс, ВкусВилл, Телеграм, Билайн, Wildberries, расскажу о небольшой фирме, с которой я работал в качестве консультанта на заре их становления… Это стартап в области телемедицины. Принцип их бизнеса в следующем: с помощью мобильного приложения пациент заявляет о проблеме со здоровьем, может сфотографировать ее (если это возможно, например, нарыв или рану) или подробно описать симптомы. Запрос автоматически попадает к врачу-специалисту, который тут же, в режиме реального времени связывается с человеком, дает направление на анализы, обследования или госпитализацию, или же просто советы по лечению и необходимым лекарствам (если проблема не требует серьезных действий). Пациент за небольшую абонентскую плату мгновенно получает профессиональные консультации врачей в режиме 24/7, при этом ему не нужно ничего ждать, тратить время на походы по поликлиникам и очереди (если не требуются обследования и анализы, впрочем, за деньги многие из них можно заказать и сделать прямо на дому), а врачи, подключающиеся к системе в свое свободное время, получают дополнительный заработок. В общем, за этим будущее и многие это понимают, но ребята, выпускники ВУЗа, были первыми, кто это придумал и даже слегка опередили свое время, из-за чего наткнулись на непонимание врачей и потенциальных клиентов. Я помог им разработать стратегию, но, самое главное, у них была абсолютная вера в то, что их продукт принесет пользу людям, сделает их жизнь проще и безопаснее, ведь с их помощью получить консультацию врача так просто! А это значит, что многие люди будут спасены, вовремя обратившись к врачу и выявив у себя опасные заболевания на ранней стадии.

Своей верой в уникальность и пользу своего продукта они смогли убедить не только пациентов, врачей, но и инвесторов, уже через год получив многомиллионные инвестиции и став впоследствии одним из лидеров рынка с отделениями по всей России и контрактами с сотнями врачей, клиник, лабораторий и исследовательских центров.

РЕЗЮМЕ. Проактивный лидер + проактивная команда = успех. В любом бизнесе, в любой стране, в любое время. И особенно – в эпоху бурь и перемен, ведь именно в это время многие бизнесы умирают, но те, кто выживают, становятся настоящими лидерами. И именно в это время миссия и высший смысл имеют для людей серьезное стабилизирующее значение, помогают не зацикливаться на новостях и проблемах, а концентрироваться на работе и результате.

Если вы согласны с этим, но не знаете, как воспитать проактивных менеджеров и создать проактивную команду, обращайтесь – это моя специализация и моя миссия, которая звучит так: «Мне потребовалось более 50 лет, чтобы прийти к проактивности и понять ее уникальность. Моя миссия - помочь вам сделать это гораздо быстрее!»