Евгений Андросов
блог бизнес-тренера

Статьи и заметки о проактивности, стратегиях, ценностях и целях, лидерстве, эмоциональном интеллекте, саморазвитии, обучении, бизнесе, путешествиях и приключениях

5 советов по выживанию малого и микро бизнеса в кризис

Успех или проигрыш в игре, под названием «предпринимательство» зависит только от вас. Вы к этому готовы? Тогда поехали!

5 советов по выживанию малого и микро бизнеса в кризис

Вести бизнес в России становится труднее с каждым годом: налогов, ужесточающих правил и законов становится все больше, конкуренция все выше, а покупательский спрос падает, особенно в кризис, когда и без того нелегкая жизнь предпринимателя становится борьбой за выживание. Чаще всего за выживание бизнеса, но иногда и выживание самого предпринимателя – долги и проблемы, растущие как снежный код во многих неблагоприятных ситуациях, способны довести до суицида даже довольно крепких духом людей.

Зачем я русую эту страшную картину? – спросите вы. Это реальность и она становится все жестче – понять и признать это обязан каждый человек, который встал или только думает встать на путь предпринимательства. Важно оценить свои силы и способности, осознать, что никто вам ничего не должен, только от вас зависит ваш успех или проигрыш в игре, под названием «предпринимательство».

Оценили? Готовы? Тогда переходим к советам.

Совет 1. Не экономия, а развитие!

Многие «советчики» предлагают в кризис оптимизировать все процессы и расходы, например, договорить о снижении стоимости аренды, снизить зарплату сотрудникам, а себе вообще не платить – это де повысит мотивированность персонала перед лицом неизбежных материальных проблем, отказаться от всего лишнего и т.п. С точки зрения экономики бизнеса это неплохо и полезно, только проблема в том, что экономия – путь в никуда, даже в кризис. Мысли и действия по оптимизации и экономии должны занимать у вас не более 10% вашего времени, остальные 90% должны быть направлены на поиск путей расширения бизнеса, увеличения оборотов и прибыли. Если вы сосредоточитесь на этом, скорее всего, до экономии дело даже не дойдет. Предвижу недоуменные возгласы и вопросы: «Какое расширение во время кризиса? Какое увеличение прибыли? Выжить бы – вот главный приоритет!» Именно так думает большинство предпринимателей, столкнувшись с кризисом и сопутствующими ему проблемами: спаду производства и/или продаж, уменьшению среднего чека и прибыли. Думает и действует соответствующе. Но фокус в том, что эти мысли и действия ведут к поражению. Побеждают в кризис те предприниматели, которые сублимируют проблемы и перерабатывают их в возможности! А возможности – это всегда рост и развитие. Примеры? Пожалуйста!

У Людмилы была своя небольшая парикмахерская, в которой она сама стригла людей, а также платила заплату еще двум женщинам: парикмахеру и мастеру маникюра-педикюра. Микро бизнес существовал худо-бедно, пока власти не объявили локдаун и не запретили работу парикмахерских. Как вы помните, они не могли работать больше двух месяцев. Почти все сидели и ждали, когда можно будет начать работать снова. Кто-то договорился о снижении арендной платы, кто-то не платил зарплаты сотрудникам – все выживали, как могли. Но Людмила не стала ждать. Она села, подумала, посчитала и поняла, что даже месяц простоя будет смертелен для ее бизнеса. Уже на следующий день после начала локдауна она отказалась от аренды помещения, благо повод был более, чем объяснимый, за день вывезла домой все оборудование и даже мебель, а своим сотрудницам предложила «мобильную работу». Суть этой работы заключалась в следующем: она обзвонила по своей базе всех клиентов и предложила им услуги парикмахерской на дому. Мастера приезжали домой к клиентам и, соблюдая правила безопасности (маски, перчатки, антисептики), оказывали им услуги за те же деньги. При этом Людмила пообещала клиенткам скидки за рекомендации своих услуг. В итоге, пока все ждали открытия парикмахерских и несли убытки, Людмила зарабатывала больше, чем раньше -конкуренции практически не было, а спрос был очень даже высок и рекомендации расходились по городу в геометрической прогрессии! При этом она сохранила свой мини коллектив и обеспечила его работой (не забывая брать с каждого заказа свои комиссионные) и значительно расширила базу клиентов! Найти новое помещение и вновь обзвонить клиентов с информацией о новом адресе после окончания локдауна не составило труда и ее бизнес не просто выжил во время этого кризиса, а даже расширился и заработал денег больше, чем обычно!

Совет 2. Плыть против течения тяжело, но иногда очень полезно

Идти против рынка и правил, так же, как и плыть против течения, всегда тяжело. Но только такая тактика возносит компании на вершину бизнес-пирамиды - в лидеры этого рынка. Они не идут у него на поводу, они сами формируют рынок. Здесь можно привести много примеров среди крупных корпораций – это и пресловутый Apple со своими инновационными продуктами, и Google, среди российских - Тинькофф, Касперский, Яндекс (и как поисковый сервис, и множество его других проектов). Но все это где-то там – далеко, на Олимпе, где живут гении, обладающие недюжинными мозгами и огромными ресурсами. Что же делать рядовому предпринимателю, маленькому человечку, которого рынок просто раздавит, если он посмеет идти против его правил?

Алексей посмел! Он рассказывал мне эту историю с веселостью человека, у которого «все схвачено и за все заплачено», но между строк читалось совсем другое – проблемы, боль и отчаяние – все, что он перенес на пути к успеху и стабильности своего, теперь уже не маленького, бизнеса.

Алексей закончил Тимирязевскую академию и несколько лет проработал технологом в крупном агрохолдинге, а потом решил открыть собственное производство сыров. Но производство требовало серьезных финансовых сложений, таких денег у Алексея не было. Да и поддержки среди родных он тоже не нашел – все были против того, чтобы он оставлял хорошо оплачиваемую стабильную работу. Советы, задушевные разговоры, скандалы, имеющие одну цель – отговорить его от «необдуманных поступков», к тому же отсутствие денег – все было против его затеи. Но Алексей пошел против всех и в 2012 году открыл свой бизнес. Два года кредитов, долгов, попыток наладить производство и сбыт, отчаяния и даже мысли о суициде. А через два года грянул кризис, который обернулся для Алексея стартовой площадкой в успех и процветания. В 2014 году правительство России ввело запрет ввоза в Россию «отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», в том числе знаменитых французских, итальянских и прочих сыров из Европы и его продукция, на которую еще вчера рестораны и продуктовые ретейлеры смотрели с брезгливостью, выдвигая невыполнимые условия поставок, вдруг стала очень ценна и востребована. Года через два-три после этого сыры стали производить многие, но Алексей был одним из первых частных производителей качественных российских твердых сыров и потому сегодня он вне досягаемости среди конкурентов. Его сыры сегодня покупают самые известные рестораны и продовольственные бутики, производство ежегодно увеличивается почти вдвое и он уже давно не боится никаких кризисов.

Совет 3. Не все то золото, что блестит

Многие предприниматели бьются за прибыль с настроем и упорством религиозных фанатиков, забрасывая своих постоянных и потенциальных клиентов сотнями рекламных смсок и электронных писем, задалбывая звонками и заваливая тоннами листовок и флаеров. Работа адова - неблагодарная и, самое главное, не эффективная, особенно сейчас, когда подавляющее большинство потребителей удаляют все это не читая, еще и осыпая проклятиями спамеров. При этом некоторые действия, не направленные на получение прибыли, приносят ее гораздо больше гипер активного маркетинга. К таким методам относятся социальные проекты.

Организовать и провести хороший, действительно полезный социальный проект – это всегда хорошая репутация и хороший пиар, который способен увеличить количество ваших клиентов и продаж, но во время кризиса он способен приносить и вполне живые деньги. Как, например, одному московскому кафе, которое, используя лишь собственные аккаунты в соцсетях, весной 2020 года – в самый разгар пандемии и локдауна, объявило акцию «Помоги врачу» и собрало сотни тысяч рублей пожертвований, которые пошли… на оплату работы этого самого кафе! Люди жертвовали деньги на бесплатные обеды врачам, кафе делало и отвозило эти обеды в больницы, работавшие с ковидными больными и все получали пользу! Люди, жертвовавшие деньги, чувствовали свою сопричастность к борьбе с болезнью, врачи получали качественные и бесплатные обеды, кафе работало и окупало свои расходы – зарплаты сотрудников и аренду. Они утверждают, что не зарабатывали на этом, но даже если бы зарабатывали, сути бы это не изменило – все получили от этой акции только плюсы.

Совет 4. Учиться, учиться и еще раз учиться!

Подавляющее большинство людей, закончив ВУЗ, перестают учиться и развиваться интеллектуально и эмоционально, не стремятся к получению новых знаний и навыков, если только начальство на работе не заставляет. Но среди предпринимателей это особенно распространено, так как, во-первых, никогда нет свободного времени, во-вторых, нет начальника, который заставит. И оттого многие предприниматели терпят крах. Ведь сегодня без постоянного обучения, повышения квалификации и приобретения новых навыков невозможно быть конкурентным специалистом. А предприниматель по-вашему кто, не специалист? Именно, что специалист – в стратегическом планировании, управлении и мотивации, в построении бизнес-процессов, переговорах, продажах, в массе других вещей, которые требуют определенных навыков и знаний. Разве может малограмотный специалист построить успешный бизнес? В 90-е годы это было возможно только за счет наглости, связей и предприимчивости, сегодня этого уже недостаточно. Новое время предъявляет к предпринимателями новые требования и игнорировать их, значит обрекать свой бизнес на стагнацию и банкротство.

Где и чему учиться вы решите сами, здесь очень многое зависит от деятельности вашего бизнеса, но вот что можно было бы порекомендовать всем без исключения – это навыки Soft skills – эмоциональный интеллект, когнитивная гибкость, ораторское мастерство, креативность. Собственно, креативность – это навык, жизненно необходимый любому предпринимателю и ему я даже посвящаю отдельный совет.

Совет 5. Креативность

Креативность – это не талант и не творчество, это не то, что заложено или не заложено в нас природой от рождения. Креативность – это прикладной, практикоориентированный навык, которому может и должен научиться каждый, кто хочет преуспевать в современном обществе!

Зачем? Вот 5 основных (на самом деле их гораздо больше) областей применения креативности, которые, как мне кажется, дают очень четкий ответ на вопрос «зачем креативность предпринимателю»:
1. Усовершенствование чего-либо
2. Решение проблем (сложных задач)
3. Создание ценностей и проектирование возможностей
4. Разработка стратегий и запасных вариантов
5. Мотивация (интерес к тому, что люди делают)

Обладая одной лишь развитой креативностью, можно легко преодолевать любой кризис, решать любые, самые сложные задачи, причем нестандартными методами, давать людям то, что им нужно и семимильными шагами уходить от преследующих вас конкурентов.


P.S. Для тех, кому понравилась статья, но он не чувствует в себе сил освоить и применить на практике все то, о чем в ней говорилось, у нас есть услуга под названием Бизнес-эффект, когда мы решаем проблемы вашего бизнеса – грамотно, последовательно и креативно, помогаем преодолеть любые трудности, стать лидером рынка и берем плату ТОЛЬКО за результат!